Ян Лисовин. BDSM — в массы???

Ян Лисовин. BDSM - в массы???

Ян Лисовин. BDSM — в массы???

Скажу сразу — инициатива написания этого текстика принадлежит не мне, а администрации www.negri.ru, посчитавшей, что посетителям этого ресурса было бы небезынтересно ознакомиться с кое-какими мыслями, возникшими у автора в процессе телефонной беседы с упомянутой администрацией. Кроме того, стоит учитывать, что все явления, которые будут упоминаться ниже, описываются и обсуждаются автором с позиции внешнего наблюдателя, основывающего свои измышления на личных сообщениях, да и просто слухах. Иными словами, предлагаемый текст есть не что иное, как попытка сопоставления некоторых данных, поступивших по каналам «информационного агентства ОБС» — сиречь, «одна баба сказала»…

Итак, нулевой факт: имеющиеся среди знакомых автора персоны, прямо относящиеся к BDSM-сообществу, или же «стоящие рядом» с оным, в последние N месяцев частенько упоминают о том, что в «широких массах» заметно растёт интерес как к BDSM вообще, так и к конкретным аспектам последнего. Дело доходит до того, что от отдельных представителей BDSM-сообщества приходится слышать о социализации BDSM. Некоторые собеседники автора проводят прямую аналогию между этой ситуацией, и известным в гей-сообществе явлением, именующимся «coming out».

Факт сам по себе занятный, но интерпретироваться он может очень по-разному. Скажем, постсоветская публика, осваивая то, что стало можно после падения СССР, наконец-то добралась в своих поисках чего-нибудь «эдакого» и до BDSM’ных изысков — и это будет вполне правдоподобным пониманием. Но не будем спешить…

Факт первый: в последние несколько лет в стране, особенно в среде городской молодёжи пышным цветом расцветают политические и околополитические организации, построенные на принципах жёсткой субординации. Особенности этой тенденции, по сравнению, например, с ситуацией первой половины 90-х гг. состоят, во-первых, в существенном, так сказать, «помолодении» их состава (сейчас это, в основном, старшие подростки), во-вторых, в заметном расширении спектра «политических платформ», лежащих в их основе (теперь это не только радикальные националисты, но и, например, небезызвестные «Идущие…»), и, в-третьих — и это самое занятное, в том, что такого рода организации перестали восприниматься как маргинальные.

Опять же, фактик весьма многозначный, но обращают на себя внимание вот какой момент: Единственное сейчас, что объединяет такие организации — это, повторю, жесткая субординация (сиречь, подчинение), плюс, нередко, униформа. Ни с чем не ассоциируется?.. Вот-вот…

Факт второй: в последние года два-три всё больше и больше открывается средних учебных заведений военизированного типа — всякого рода «кадетских корпусов» и им подобных. Тут уж нет нужды упоминать об униформе и субординации. И ведь, что дети просятся в такие заведения, что родители вполне охотно их туда направляют…

Факт третий: несмотря на то, что во всяких модных телепрограммах и печатных изданиях упорно говорят, что мода на «military stile» в одежде уже ушла — ушла она, похоже оч-чень недалеко… И, параллельно с этим, в среде молодых (и не очень) людей нонконформистского толка весьма популярен т.н. «готический» стиль, куда прямо включается атрибутика, традиционно считающаяся сугубо BDSM’ной: всякого рода ошейники, цепи и т.д. и т.п.

Факт четвёртый. Его изложению следует предпослать маленькое введение. Вероятно, многие слышали о т.н. «толкинистах» — довольно старом неформальном движении (уже давно не только молодёжном), построенном изначально на идеях Дж.Р.Р. Толкина, автора «Властелина Колец». Так вот, исторически это движение «отпочковалось» от хиппи. Те, кто постарше, думаю, хорошо помнят стиль жизни хиппи — свобода, оппозиция всякого рода социальным институтам, нонконформизм, пацифизм, и прочая, и прочая… Что интересно, именно в среде толкинистов (впрочем, теперь чаще употребляется термин «ролевики», так как в основу ролевых игр можно класть разный литературный материал) последнее время особенно пышно расцвели разнообразные клубы т.н. «реконструкторов». Декларируется, что эти клубы ставят своей задачей воспроизведение в игровой форме исторических событий — в основном, из военной истории разных времён. Само по себе это представляется делом вполне благородным и забавным при этом. Однако, что сайты такого рода клубов, что личные сообщения персон, сталкивавшихся с этим, содержат информацию о присутствии среди занятий членов клуба таких интересных «дисциплин», как, скажем, строевая подготовка. А в уставах клубов, опять-таки, содержатся прямые указания на существующую в них жесткую субординацию, и, частенько, клубную униформу… Что-то напоминает, не правда ли?..

Итак, перед глазами у нас несколько фактов, возникших в самое последнее время — и содержащих поразительно сходные черты, а именно: спрос на подчинение, и интерес к разного рода, будем прямо говорить, фетишам, имеющим явные параллели в BDSM’ной субкультуре. Примечательно, что факты эти касаются как «мэйнстрима», так и всяких разных нонконформистов. И на фоне этого — та самая «социализация» BDSM. Просто совпадения? Возможно… Однако речь, скорее, должна идти о том, что в «широких массах» попросту растёт спрос на разные формы удовлетворения тех же внутренних, душевных потребностей, что лежат в основе BDSM’ных пристрастий. Кстати, стоит отметить, что важнейшее отличие собственно BDSM от всех прочих форм — в осознанности, добровольности и безопасности, тогда как прочие формы отнюдь не всегда соответствуют этим требованиям.

А выводы насчёт причин роста такого спроса — оставляю на усмотрение читателей.

Ян Лисовин, dr_john@rambler.ru
октябрь 2004.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + 13 =